Содержание (быстрый переход)
Зинаида Серебрякова стала одной из первых русских художниц, оставивших заметный след в истории живописи. Её картины наполнены солнцем и теплотой, хотя на долю художницы выпало немало лишений и испытаний. Личная жизнь Зинаиды Серебряковой – этой история одной большой любви, которая трагически прервалась в эпоху потрясений.
Будущая художница родилась в 1884 году. В семье Зинаиды Серебряковой (урождённой Лансере) было немало творческих людей. Её отец создавал скульптуры, а мать по молодости занималась графикой. Зинаида с детства любила рассматривать художественные альбомы, посещать выставки, общаться с художниками.
Дочь Зинаиды Серебряковой Екатерина, посвятившая свою жизнь сохранению наследия матери, рассказывала, что в семье ребёнку чуть ли не с рождения «дают в руки карандаш – и он начинает рисовать».
Зинаида рано лишилась отца. Все тяготы по воспитанию шестерых детей легли на плечи матери.
Талант к живописи развивался не только к домашней среде. Зинаида окончила художественную школы, брала уроки рисования у портретиста Осипа Браза, обучалась в Париже.
Семья жила в Санкт-Петербурге, но иногда выезжала в свою усадьбу Нескучное. Там произошла судьбоносная встреча, определившая всю личную жизнь художница. Девушка познакомилась со своим двоюродным братом Борисом Серебряковым.
Портрет Бориса Серебрякова, написанный Зинаидой Серебряковой
Молодые люди полюбили друг друга и захотели пожениться. Однако на пути к семейному счастью возникло несколько препятствий. Во-первых, он был православный, а она – католичка. Во-вторых, церковь запрещала браки между родственниками, пусть даже и двоюродными. В итоге всё-таки удалось отыскать сговорчивого священника, который обвенчал влюблённых.
Муж Зинаиды Серебряковой по профессии был далёк от искусства. Он отучился в Институте путей сообщения и занимался строительством железных дорог.
Молодожёны побывали в Париже, но потом вернулись в Россию. Серебрякова рвалась в Нескучное – именно там ей работалось наиболее вдохновенно. Она писала пейзажи, портреты и автопортреты, сцены из крестьянской жизни.
Автопортрет Зинаиды Серебряковой «За туалетом»
Её автопортрет «За туалетом» экспонировался на престижной выставке «Мир искусства» и был приобретён для Третьяковской галереи. Серебрякова быстро становится известной и востребованной художницей.
Помимо творчества Серебрякова занимается и своими материнскими обязанностями – в браке родилось два мальчика и две девочки. Все дети Зинаиды Серебряковой впоследствии свяжут свою жизнь с искусством.
Картина Зинаиды Серебряковой «За завтраком», на которой изображены дети художницы
Муж художницы часто пропадал в командировках – строительство железных дорог предполагает постоянные разъезды. С началом Первой мировой войны он стал ещё реже бывать с семьёй – транспортные коммуникации имели стратегическое значение, и он самоотверженно работал на прокладывании новых веток от Иркутска до Бодайбо и от Уфы до Оренбурга.
Когда грянула Октябрьская революция, муж Зинаиды Серебряковой находился далеко в Сибири. Чтобы обезопасить пожилую мать и маленьких детей, художница решила вывести семью в Харьков. Оставаться в родных местах было опасно – возмущённые народные массы разоряли дворянские усадьбы.
Зинаида Серебрякова с детьми
В Харькове жилось очень бедно. Серебрякова устроилась в местный музей, где зарисовывала экспонаты, найденные на археологических раскопках. Не забывала она и творчестве, но денег на масляные краски не хватало – приходилось пользоваться пастелью или даже простыми карандашами.
Художнице удалось вырваться в Москву, встретиться с мужем и даже привезти его к детям. В охваченной гражданской войной стране бушевала эпидемия сыпного тифа. На обратном пути он заразился и вскоре умер.
Искать нового мужа художница не станет.
В письмах подруги Серебрякова сетовала, что жизнь отныне видится «бессмысленной суетой и ложью».
Серебрякова осталась с четырьмя детьми и старой матерью. Одна из картин, написанных в то время, изображает детей, которые строят карточный домик. Невинный бытовой сюжет символически передаёт тревогу от рушащегося мира.
Картина Зинаиды Серебряковой «Карточный домик»
После войны семья вернулась в Петроград и поселилась в своей прежней квартире, теперь превратившейся в коммуналку. Жили очень бедно, хотя Серебрякова всячески старалась заработать денег и за бесценок распродавала картины.
Когда несколько её полотен были распроданы на зарубежной выставке, художница решает уехать в Париж. В эмиграции ей иногда удавалось получить выгодные заказы, но чаще приходилось довольствоваться малым. Постепенно удалось перевезти по Францию двоих детей – сына Александра и дочь Екатерину.
Жизнь за границей подкидывала новый материал для творчества – на полотнах Серебряковой появлялись арабские женщины и бретонские рыбаки. Художница хотела вернуться на родину, но не могла этого сделать из-за бюрократических проволочек.
Картина Зинаиды Серебряковой «Освещённая солнцем»
С матерью Серебрякова больше никогда не увидится, а вот её дочь Татьяна, ставшая известной театральной художницей, в 1960 году сумеет приехать к ней в Париж.
В 1965 году в Москве прошла персональная выставка Серебряковой. Простые и понятные картины художницы-эмигрантки неожиданно оказались созвучны духу социалистического реализма. Полотна также экспонировались в Ленинграде, Киеве и других крупных городах страны.
Автопортрет Зинаиды Серебряковой (1956)
Зинаида Серебрякова застала те времена, когда её творчество вновь получило высокую оценку на родине. Однако в 1967 году художница скончалась. Её тело покоится на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, где похоронены многие русские эмигранты.
Только авторизированные пользователи могут добавлять фотографии.
Авторизация/Регистрация за 10 секунд